Все новости
НОВОСТЬ
Норма об иностранной доле в законе об ответных санкциях чревата проблемами для публичных компаний - Минфин РФ

Принятие законопроекта о санкциях против США и ряда иностранных государств может осложнить участие российских публичных компаний в госзакупках и приватизации из-за нечетко сформулированной нормы, считает замминистра финансов РФ Алексей Моисеев.

Законопроектом предлагается запретить компаниям, имеющим преобладающее прямое или косвенное иностранное участие (организаций или граждан недружественных иностранных государств) в капитале в размере более 25%, участвовать в госзакупках и в приватизации. Это положение несет в себе риски для публичных компаний, которые торгуются на рынке, если при определении доли участия будет учитываться не один владелец, а вся совокупность инвесторов, которые приобрели акции компаний на рынке, сказал А.Моисеев.

"Представьте себе, как крупнейшие российские банки и компании должны будут проходить аудит, выписку из реестра держателей, более того, раскрывать структуру бенефициаров и владельцев - потому что в законопроекте написано "прямо или косвенно" - каждый раз, когда они идут по госзакупкам. Это нереально", - пояснил А.Моисеев журналистам.

"Законопроект о санкциях ставит под риск наши публичные компании, которые торгуются на открытых рынках. Мы не можем понять, там (в законопроекте - ИФ) 25% каких вообще владельцев? И может так случиться, что любая из торгуемых компаний, десятка, в том числе, госкомпаний, окажется под действием этого законопроекта", - сказал он.

Однако, по словам замглавы Минфина, в ходе дискуссии на заседании думского комитета по экономической политике, который является профильным при рассмотрении этого законопроекта, "мы услышали, что законопроект написан таким образом, что это будет относиться к тем случаям, когда есть один владелец, то есть 25% должны относиться не к совокупности инвесторов на рынке акций, а к одному владельцу". "Тогда это нас устраивает", - отметил он.

Между тем в законопроекте о контрсанкциях, который комитет Госдумы по экономической политике одобрил к принятию во втором чтении и который Дума планирует рассмотреть в четверг, не содержится поправок, проясняющих интересующий Минфин вопрос: относится ли ограничение в 25% к совокупности инвесторов или к одному владельцу. "Если кто-то решит, что есть разночтения, можно поставить эту поправку на голосование отдельно в зале", - ответил на соответствующий вопрос одного из депутатов глава думского комитета по экономполитике Сергей Жигарев.

"Я надеюсь, что это будет некое уточнение в рамках лингвистической правки к третьему чтению. Посмотрим. Мы ничего другого, кроме того, как поставить вопрос и получить ответ, не можем", - заключил замглавы Минфина.

Законопроект "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и (или) иных иностранных государств" был внесен спикером Думы Вячеславом Володиным и представителями всех фракций в Госдуме 13 апреля. В нем было обозначено 15 потенциальных санкционных направлений, по которым правительство вправе вводить ограничения на импорт, экспорт или сотрудничество. В ходе обсуждения документ подвергся критике со стороны комитетов нижней палаты парламента и общественных объединений. В итоге на совете по законотворчеству 11 мая было решено ко второму чтению убрать из законопроекта упоминание о конкретных товарных группах и компаниях.

В проекте документа ко второму чтению нет запрета на импорт лекарственных средств, а также алкоголя и табака. Исчезло упоминание об ограничениях на сотрудничество в атомной, авиастроительной, ракетно-двигательной отрасли, пропал пункт об аэронавигационных сборах и ограничения для "большой четверки" аудиторов. Также нет пункта о запрете на работу граждан США. При этом перечень "мер воздействия" сократился до 6.

В частности, осталась норма о том, что правительство может вводить запрет или ограничение на ввоз продукции или сырья из США и других стран, а также норма о запрете или ограничении для организаций, которыми прямо или косвенно владеют (имеют преобладающее участие более 25% в капитале) организации, находящиеся под юрисдикцией недружественных иностранных государств, и граждан недружественных государств, на участие в госзаказе и в приватизации.

В законопроект была внесена норма о том, что правительство вправе прекратить или приостановить действие международного сотрудничества с недружественными иностранными государствами, а также организациями, находящимися под их юрисдикцией. Неизменным остался пункт, согласно которому могут быть приняты "иные меры" в соответствии с решением правительства.

В случае принятия закон вступит в силу со дня подписания президентом РФ.